МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА №3 ИМЕНИ И.ГАСПРИНСКОГО" КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «ОКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА №3 ИМЕНИ И. ГАСПРИНСКОГО») Тельмана ул. , д. 70, пгт. Октябрьское, Красногвардейский район, Республика Крым, Российская Федерация, 297060, тел.: (06556) 6-35-05, e-mail:krgv_oktober3@crimeaedu.ru, ИНН 9105008388, ОГРН 1159102006018, КПП 910501001 РАССМОТРЕНО и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета МБОУ «Октябрьская школа №3 имени И.Гаспринского» Протокол № 16 от 30.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Октябрьская школа №3 имени И.Гаспринского» _________М.Р.Газиева Приказ от 31.08.2022 г. № 181/1 ПОЛОЖЕНИЕ о едином орфографическом режиме 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о едином орфографическом режиме в ОО разработано с целью формирования общей культуры обучающихся и работников ОО, подготовки обучающихся к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. 1.2. Единый орфографический режим в ОО - это единые требования к письменной речи обучающихся и педагогических работников. 1.3. Цели введения единого орфографического режима в ОО: • создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России; • повышение качества обучения и воспитания. 1.4. Задачи введения единого орфографического режима в ОО : • повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников; • воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников; 1.5. Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся и педагогических работников. 2. Общие требования по выполнению единого орфографического режима в ОО 2.1. Администрация ОО должна направлять, координировать работу по внедрению единого орфографического режима в ОО, осуществлять плановый и внеплановый контроль с целью соблюдения единого орфографического режима обучающимися и педагогическими работниками. 2.2. Каждый педагогический работник несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка. 2.3. Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех вывешенных на всеобщее обозрение материалов (объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка. 2.4. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с обучающимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы. 2.5. Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари. 2.6. Учитель-предметник несёт ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание записывается учителем на доске по образцу, например: «Д.з § 15, упр. 57», «Д.з стр. 64, отв. на вопр. 1-5», и т.д. 3. Ведение тетрадей обучающимися 3.1. Ведение тетрадей по всем предметам является обязательным (кроме физической культуры). 3.2Обучающиеся должны использовать стандартные тетради, состоящие из 12-18 листов. Общие тетради (40 листов и более) могут использоваться на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ. 3.3Количество тетрадей для всех видов работ определяет методическое объединение учителей согласно методическим рекомендациям о преподавании учебных дисциплин. 3.4.Для контрольных, лабораторных и практических работ заводятся отдельные тетради, которые находятся у учителя в кабинете и выдаются обучающимся только для выполнения соответствующей работы и работы над ошибками. Лабораторные опыты по химии оформляются в рабочих тетрадях и оцениваются выборочно. 3.5. Записи в тетрадях необходимо делать синей пастой, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком. 3.6Тетради должны иметь эстетический вид. Тетради не должны содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к предмету. 3.7Обложка тетради должна быть подписана на русском языке или крымскотатарском языке для 1-9кл. Обложка тетради должна быть подписана на русском языке по всем предметам , а по предмету родной язык ( крымскотатарский ) на крымскотатарском языке согласно образцу. Тетрадь Тетрадь для работ по математике для контрольных работ учащегося ___класса по русскому языку МБОУ «Октябрьская школа №3 имени учащегося___класса И.Гаспринского» МБОУ «Октябрьская школа №3 имени Фамилия, имя учащегося в И.Гаспринского» родительном падеже, например, Фамилия, имя учащегося в Мустафаева Эмира родительном падеже, например, Мустафаева Эмира МБУТ« И.Гаспринский адында МБУТ« И.Гаспринский адында Октябрьское 3 –мектеби» Октябрьское 3 –мектеби» 2-А сыныф талебеси 7 -б сыныф талебеси _____________________ _____________________ фенинден къырымтатар тилинден иш дефтери иш дефтери МБУТ« И.Гаспринский адында МБУТ« И.Гаспринский адында Октябрьское 3 –мектеби» Октябрьское 3 –мектеби» 10 сыныф талебеси 10 сыныф талебеси _____________________ _____________________ къырымтатар тилинден иш къырымтатар тилинден дефтери контроль иш дефтери 3.8. В тетрадях в обязательном порядке указываются: дата; где выполняется работа; вид работы; тема урока; номер задачи, вопроса согласно образцу. 20 марта. Классная работа. Тема урока: «Числовые выражения». 3.9.В тетрадях по русскому языку: • число и месяц выполнения работы записываются словами в именительном падеже; • на отдельной строке указывается, где выполняется работа; • на отдельной строке указывается вид работы; • в классной работе указывается тема урока; • пропускать строчки в работе запрещается; • необходимо пропускать 2 строчки между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу. 3.10. В тетрадях по математике: • дата выполнения работы записывается арабскими цифрами (Например, 20.12.15) на первой строке, где выполняется работа; по центру; • на второй строке указывается вид работы; • на третьей строке указывается тема урока; • записи необходимо начинать со второй верхней полной клетки; • между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу необходимо пропускать 4 клетки; • допускается использование цветной пасты, кроме красной; • ошибку подчеркивают, не указывая верный ответ. 3.11.В тетрадях по любому предмету обязательны поля с внешней стороны. Запрещается на полях делать записи без указания учителя. 3.12.Текст в тетрадях должен быть разделён на смысловые абзацы. В начале абзаца необходимо соблюдать «красную строку». 3.13. Схемы, рисунки, подчёркивания необходимо выполнять только по указанию учителя. Обязательно аккуратно. 3.14. Исправлять орфографическую ошибку необходимо следующим образом: неверно написанную букву зачёркивать косой линией сверху вниз справа налево; часть слова, слово (а), предложение (я) зачёркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого написать наверху над строчкой верную букву (ы), слово (а), предложение (я). 3.15.Исправлять пунктуационную ошибку необходимо следующим образом: неверно написанный пунктуационный знак зачёркивать косой линией сверху вниз справа налево, вместо зачёркнутого написать верный знак. 3.16.Запрещается заключать неверные написания в скобки. 3.17.Запрещается для исправления использовать корректор. 3.18.Запрещается делать записи, подчёркивания, рисунки, графики и т.д. красной пастой, красными чернилами. 4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С ТЕТРАДЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4.1.Каждый учитель обязан проверять тетради обучающихся, исправляя орфографические (математические термины) и пунктуационные ошибки или указывая на них (подчеркивание) кроме математики. 4.2.Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой. 4.3.Запрещается при проверке использовать ручку с синей пастой, карандаш, корректор. 4.4. Все контрольные работы обязательно оцениваются. Все отметки за контрольную работу, контрольное изложение, контрольное сочинение, включая отметки «2», выставляются в классный журнал. 4.5. Все самостоятельные, проверочные работы обязательно проверяются и оцениваются. 4.6. Классные и домашние письменные работы проверяются учителем. Данные работы оцениваются. Отметки в классный журнал ставятся по усмотрению учителя. 4.7. При оценивании работ учитель руководствуется нормами оценки учебных достижений обучающихся по предмету. 4.8. Тетради учащихся, в которых выполняются классные, домашние и другие виды работ проверяются: • в 5-х классах после каждого урока у всех учащихся; • в 6-9 классах путем фронтальной проверки, в остальных случаях выборочно. При этом во всех случаях каждая тетрадь должна проверяться не реже одного раза в неделю; • в 10-11 классах тетради проверяются выборочно, но не менее двух раз в месяц. Оптимальная периодичность проверки тетрадей учащихся, в которых выполняются классные и домашние работы, определяется методическими рекомендациями о преподавании учебных дисциплин. Русский язык 5 класс после каждого урока у всех учеников 6 класс первое полугодие – после каждого урока у всех учеников, второе полугодие – после каждого урока у слабоуспевающих учеников, а у обучающихся с высокой степенью обученности – наиболее значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех учащихся 7-9 класс после каждого урока у слабоуспевающих учеников, а у обучающихся с высокой степенью обученности – наиболее значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех учащихся 10-11 класс после каждого урока у слабоуспевающих учеников, а у обучающихся с высокой степенью обученности выборочно, наиболее важные работы, но не реже одного раза в месяц у всех учащихся Литература 5-8 класс 1 раз в неделю - у слабоуспевающих учеников, выборочно; не реже одного раза в месяц у всех учащихся 9-11 класс не реже одного раза в месяц у всех учащихся Математика 5 класс После каждого урока у всех учеников – домашняя работа, самостоятельные работы контролирующего характера 6 классы После каждого урока у всех учеников - домашняя работа, самостоятельные работы контролирующего характера – после проведения работы у каждого ученика; 7-9 классы Текущая проверка домашних работ; 2 раза в месяц у всех учеников, самостоятельные работы 10-11 Лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким классы расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся Иностранный язык 5-6 классы После каждого урока у всех учеников. Тетради должны проверяться не реже одного раза в месяц, а словари не реже 1 раза в четверть. 7-8 классы После каждого урока – только у слабоуспевающих учащихся, у обучающихся с высокой степенью обученности – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в 2 недели учителем проверялись тетради всех учащихся. Тетради должны проверяться не реже одного раза в месяц, а словари не реже 1 раза в четверть. 9-11 классы После каждого урока – только у слабоуспевающих учащихся, у обучающихся с высокой степенью обученности – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но не реже четырех раз в учебную четверть. Тетради должны проверяться не реже одного раза в месяц, а словари не реже 1 раза в четверть. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, украинскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. Оценки за ведение тетрадей не выставляется в отведенной графе. В графе «Что пройдено на уроке» делается запись «Проверка тетрадей» и выставляются отметки за ведение тетрадей. Оценка за выученное наизусть стихотворение или прозаический отрывок на уроках литературы не выставляется в отдельной колонке журнала «Наизусть». В графе «Что пройдено на уроке» делается запись «Стихотворение наизусть» и соответственно выставляются отметки. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся правильного и аккуратного почерка, навыков оформительской культуры. Контрольные работы проводятся после изучения тем программы в соответствие с календарно-тематическим планированием. При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть равномерное распределение в течение всей четверти. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первые дни после четверти, праздников, на первых и последних уроках. 4.10. Сроки проверки контрольных и самостоятельных работ определяются методическими рекомендациями о преподавании учебных дисциплин. Вид работы Срок проверки Русский язык и литература Диктант (5-11 класс) к следующему уроку Изложение и в течение 5 дней сочинение (5-8 класс) Изложение и в течение 8-10 дней сочинение (9-11 Контрольное к следующему уроку класс) Математика тестирование Контрольная к следующему уроку работа (5-9 класс) Контрольная не позже чем через неделю работа (10-11 Химия класс) Контрольная не позже чем через неделю работа Практическая Физика работа (8-11класс) Контрольная работа не позже чем через неделю Лабораторная работа (7-11класс) Требования по оформлению письменных творческих работ по русскому языку и литературе 1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради. Например: Изложение. Сочинение. Рассказ. 2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради. Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я...» 3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений. Например: «Гений и злодейство - две вещи несовместны» (А.С. Пушкин.) 4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название произведения берется в кавычки. После ФИО автора и названия произведения ставятся точки. Например: Гул затих. Я вышел на подмостки. Б. Л. Пастернак. «Гамлет». 5. Цитата оформляется следующим образом: 1) Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь. В начале лекции учитель привел известный афоризм: «Все дороги ведут в Рим». 2) Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие, цитата в кавычки не заключается. В посвящении к «Евгению Онегину» написано: Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. 3) Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение, то берется в кавычки, но пишется со строчной буквы. Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам русский мир». Образец оформления: Двенадцатое декабря. Контрольное сочинение. Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. А. С. Пушкин. «Бесы». Оформление письменных работ по другим предметам. 1. Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим положениям о ведении тетрадей. 2. Лабораторные опыты по химии записываются в графе «Что пройдено на уроке» делается запись «Лабораторный опыт №__» без указания темы. 3. При оформлении письменных работ по английскому языку имеются свои особенности: - записи в тетрадях по английскому языку в 5-11 классах вести в линию. - словарь ведется в общей тетради. - ошибка при переводе текста подчеркивается. - ошибки в тексте исправлять следующим образом: неверно прописанную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверное написание в скобки.